Post navigation
Без рубрики

Фудшеринг и российское законодательство

Представим кафе-пекарню, восемь вечера, конец рабочего дня. Сотрудники отбирают продукты, которым завтра уже не место на прилавках: не проданный за день хлеб; шоколад с истёкшим сроком годности; пирожные, у которых срок годности истекает послезавтра, но уже пора освободить место для новых.

Если кафе отдаст эти продукты нуждающимся, будет ли это законно? Можно ли юридически оформить такую передачу?

Ответ зависит от того, почему продукт снимают с продажи. Если потому, что этого требует закон, то и бесплатно отдать такой продукт кому-то для употребления нельзя. Закон описывает, какие пищевые продукты можно реализовывать, а какие нельзя — и понимает под реализацией как продажу, так и бесплатную передачу продуктов.

1. Когда реализация разрешена

Наше кафе продаёт только свежую выпечку, но закон не запрещает торговать вчерашним хлебом. Получается, хлеб и пирожные теоретически можно реализовать — в том числе бесплатно. Но как именно?

Отдавать — дорого

Отдать продукты бесплатно можно по договору пожертвования.

С ними работает российский банк еды — Фонд продовольствия «Русь». Допустим, ритейлер собирался купить у производителя партию молочной продукции в несколько тонн, но отказался от сделки. Партия готова, до конца срока годности неделя, продать её кому-то ещё производитель не успевает. Тогда он может пожертвовать её в Фонд «Русь». Фонд забирает продукты и распределяет по другим благотворительным фондам и пунктам помощи, а те передают их нуждающимся.

Проблема в том, что при этом ритейлер несёт финансовые потери. Так как безвозмездная передача тоже считается реализацией, он не может претендовать на возврат налога на прибыль с переданных товаров.

Нашему кафе придётся заплатить НДС (20% за пирожные и 10% за хлеб) и налог на прибыль (ещё 20%). Вряд ли его владелец согласится на такие расходы.

Фонд «Русь» вместе с юристами предложили поправки, чтобы смягчить условия для жертвователей.

Продавать за бесценок — рискованно

Другой вариант — продать товар по остаточной стоимости или любой символической цене. Налог на прибыль будет минимален. Минус в том, что это похоже на серую сделку, направленную на извлечение прибыли, и может привести к дополнительным проверкам.

2. Когда реализация запрещена

Продукты с истёкшим сроком годности, с нарушением целостности упаковки или механическими повреждениями, в том числе фрукты и овощи со вмятинами и подпорченными боками, по закону нельзя ни продавать, ни как-то ещё отдавать для употребления людям.

То есть законно раздать просроченный шоколад наше кафе не сможет. Не могут передаваться и фрукты-овощи с «бочками». Даже на корм животным официально их  можно передать только с разрешения органов ветеринарного надзора, после экспертизы.

На деле такие продукты часто безопасны для употребления. Овощи можно обрезать, а несколько дней просрочки для замороженных полуфабрикатов или шоколада не влияют на их свойства.

Правильно утилизировать — сложно

Продукты, которые компания не может реализовать, она должна утилизировать.

Юрлицо может направлять свой мусор, в том числе пищевые отходы, на полигоны, выплачивая сбор за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Или может отдавать отходы на утилизацию специализированной компании — тогда сбор за НВОС платить не надо.

Как будет устроена такая утилизация, сказать сложно. Проверки в этой сфере происходят крайне редко. Компании, желающей получить лицензию на утилизацию, достаточно предъявить оборудование для утилизации. По словам активистов экологического движения «РазДельный Сбор», бывает, что это оборудование так и стоит нераспакованным, а пищевые отходы просто вывозят на полигон.

Выходит, чтобы утилизировать пищевые отходы экологично, ритейлеру надо самостоятельно проверять, правда ли его партнёр компостирует отходы или преобразуют в биогаз, или втихую выкидывают на полигоны.

Выбрасывать — проще всего

Чтобы сэкономить больше всего, некоторые ритейлеры заключают договор с компанией, утилизирующей отходы, но не платят за вывозы, а выбрасывают всё в обычные дворовые баки. Это незаконно: магазин должен либо поставить свои контейнеры, либо в ожидании вывоза хранить мусор внутри.

Возвращать производителю — больше нельзя

Раньше у ритейлеров был ещё один способ справиться с непроданными остатками: вернуть их производителю. Тогда бремя утилизации ложилось на него. Но в ноябре 2018 года был принят закон, запрещающий прописывать такие условия в договоре.

А если отдавать продукты без документов?

Неудивительно, что организации, особенно небольшие, часто привыкают справляться с пищевыми отходами как угодно, лишь бы было поменьше хлопот. В том числе отдавать продукты бесплатно, не закрепляя это на бумаге.

Передачу кондиционных продуктов (последний день срока годности) на основе устных договорённостей закон специально не регламентирует. Как нам представляется, она не должна создавать рисков для организации.

А вот если организация отдаёт «некондицию» (подмятые овощи и фрукты, продукцию с уже истёкшим сроком), то она, к сожалению, нарушает закон. Рассказывая об этом публично, продавец рискует попасть под санкции Роспотребнадзора, как это случилось с предпринимателем из Екатеринбурга.

Фудшеринг, в отличие от Фонда «Русь», сотрудничает в основном с небольшими организациями и вывозит десятки или сотни килограммов за раз, а не тонны, причём ежедневно. В таких условиях оформлять договор, каждый день подписывая акт приёма-передачи пожертвования, а тем более терять возврат налога, или идти на риск, используя сложные схемы, — неоправданные издержки для организации. Наш проект и аналогичные ему принимают продукты на основании устных договорённостей. У этого есть и плюсы, и минусы.

Плюсы:

  • Не оформляя отношения на бумаге, организация не афиширует своё участие. Без документов доказать, что продукты были получены именно у неё, практически невозможно.
  • Для организации проще не оформлять лишние бумаги и не усложнять бухгалтерию.

Минусы:

  • Обязательства забирающей стороны (фудшеринга или благотворительной организации) не зафиксированы.
  • Ритейлер не может официально жертвовать продукты вместо утилизации.

Мы считаем, что, несмотря на несовершенство законодательства, стоит спасать продукты уже сейчас, и организуем это так, чтобы не навредить ни отдающей стороне, ни волонтёрам, ни получателям.

Как все это изменить?

Представим идеальный мир, где вся еда распределяется грамотно, а немногочисленные пищевые отходы утилизируются экологично. Что нужно сделать, чтобы такой мир стал возможен?

  1. Принять поправки, предложенные фондом «Русь». В идеале — предусмотреть поощрения для организаций, которые минимизировали свои пищевые отходы с помощью оптимизации продаж, уценки товаров с истекающим сроком и пожертвования остатков.
  2. Создать единые нормативы по обращению с некондиционными и просроченными товарами. Часть можно отдавать на пищу людям, в том числе после переработки, часть — животным. Не должно быть бюрократических препятствий в виде длительных экспертиз и комиссий, но вопросы безопасности должны стоять на первом месте.
  3. Сделать инфраструктуру для компостирования, переработки в кормовые добавки путём экструдирования и других экологичных способов утилизации пищевых отходов доступной по всей стране. Такие способы стоит поощрять финансово и в дальнейшем полностью отказаться от захоронения на полигонах.

Редактура: Полина Лосева