АНО «Фудшеринг» при поддержке Фонда президентских грантов разработает платформу «Как запустить фудшеринг в своем городе». Благодаря инициативе через 3 года в каждом крупном городе России запустится свой сервис по спасению еды.
Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг» (АНО «Фудшеринг») при поддержке Фонда президентских грантов начал работу над образовательной платформой «Как запустить фудшеринг в своем городе». Цель проекта – масштабировать практику по спасению еды с истекающим сроком годности в регионах через обучение экоактивистов и лидеров НКО. Это поможет значительно снизить объемы выбрасываемой еды в России.
По данным «ТИАР-Центра», ежегодно фудшеринг-сервисы распределяют около 7,5 тыс. тонн еды в России (менее 0,05% от выбрасываемого). При этом, по оценкам экспертов, потенциал фудшеринга в стократно выше – до 720 тыс. тонн еды, спасаемой из общепита и розничных сетей. Уже сейчас практика фудшеринга набирает обороты. Так, за последний год к инициативе по спасению еды присоединились крупнейшие торговые сети (Х5 Group, «Магнит», «Вкусвилл»). По данным опроса топ-10 российских ритейлеров, который АНО «Фудшеринг» проводила в конце 2022 г., другие участники рынка также рассматривают внедрение фудшеринга, при условии снятия налогового барьера (отмены «входящего» НДС на спасаемые продукты).
Сейчас фудшеринг-сервисы в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому один из факторов успешного развития фудшеринга в России – это передача соответствующих навыков и компетенций в регионы. В адрес АНО «Фудшеринг» регулярно приходят запросы от активистов из разных городов России, интересующихся темой спасения еды. Платформа «Как запустить фудшеринг в своем городе» поможет более качественно передать накопленный опыт.
Обучающая платформа появится в открытом доступе в апреле 2023 г. На ней в удобном формате будут собраны советы и рекомендации по работе с партнерами, волонтерами, получателями еды. Эта информация будет полезна как тем, кто хочет запустить собственный экологический проект с нуля, так и существующим некоммерческим организациям, готовым организовать продуктовую помощь для своих подопечных. Ориентируясь на материалы платформы, любой желающий сможет организовать фудшеринг в своем городе.
«Фудшеринг – это инициатива, которая хорошо работает за счет развития горизонтальных связей и формирования локальных сообществ. Важно вовлекать в спасение еды тех, кто находится неподалеку, – считает Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг». – Появление обучающей платформы не только повысит компетенции в области рационального использования продуктов, но и повысит доверие к процессу их перераспределения в целом. Ожидаем, что благодаря нашей работе через 3 года в каждом крупном городе появится свой сервис по спасению еды».